
Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Расширен перечень профилактических мероприятий, подлежащих обязательному проведению органами муниципального контроля: включены объявление предостережения и профилактические визиты.
Изменены нормы закона, регулирующие проведение профилактических визитов (обязательный профилактический визит, проводимый по инициативе контрольного органа и контролируемого лица).
Закон № 248-ФЗ дополнен статьей 52.2, определяющей основания, порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита. Также установлено, что не допускается отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита, в случае уклонения может быть организовано контрольное (надзорное) мероприятие (далее – КНМ).
В части проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица предусмотрено право подачи заявления посредством единого или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Скорректированы и дополнены основания проведения КНМ, изменены положения о принятии решений о проведении КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям.
Конкретизированы случаи согласования КНМ с органами прокуратуры, извещения органов прокуратуры, выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
Упрощен порядок проведения отдельных КНМ. Так, инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться
с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор». Схожие положения предусмотрены
при организации и проведении профилактического визита.
Введен механизм заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований, требующих значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, по согласованию с органами прокуратуры.
Внесены изменения в части досудебного обжалования решений
и действий органов контроля. Правила досудебного обжалования распространены на случаи проведения обязательных профилактических визитов, введена возможность обжалования решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, а также об отказе в проведении визитов по заявлениям контролируемых лиц. Сокращен с 20 до 15 рабочих дней срок рассмотрения жалоб.
Результаты КНМ, проведенных с грубым нарушением требований законодательства о государственном и муниципальном контроле (надзоре), признаются недействительными и подлежат отмене.
За несоблюдение должностными лицами органов контроля требований законодательства о государственном и муниципальном контроле предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6.1 КоАП РФ, возбуждение которой относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Обращения о фактах грубых нарушений должностными лицами органов контроля законодательства при организации и проведении контрольных и профилактических мероприятий можно направить в органы прокуратуры или самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании действий (решений) органов контроля незаконными.